Одна из фундаментальных потребностей человека – потребность принадлежности к какой-либо общности – семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация «я – беларус» или «я – поляк» – это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей – этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.
Этнос определяется как сложившаяся общность людей, объединяемых внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими и другими средствами культуры [8, c. 21].
Все отношения между этническими общностями мы можем разделить на две группы: во-первых, отношения между социально-этническими общностями делящиеся на внутренние и внешние; во-вторых, взаимоотношения между социально-этническими общностями проявляемые через экономические, политические, социальные и духовные виды общественных отношений.
Отношения между общностями всегда эмоционально окрашены, и они могут быть графически представлены на дихотомной шкале. Среди «делений» такой шкалы есть и нулевая точка, которая соответствует безразличному отношению между различными общностями.
Любые сколько-нибудь длительные отношения между двумя общностями имеют либо характер дружелюбия, либо враждебности. Безразличие возможно лишь при редких контактах (что в современном мире невозможно), либо при отсутствии заинтересованности в таких контактах, что также бывает очень редко.
Отношения могут меняться с течением времени, однако они испытывают тенденцию стабилизации со временем. В относительно редких случаях возможна смена полярности отношений.
В отношениях между общностями можно выделить несколько типов отношений:
• равноправные;
• патронирование (покровительство);
• соперничество [5, c. 5].
Исторические отношения, влияют на межэтнические отношения, безусловно, важное значение имеют три класса явлений. Первый – это сам ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; второй – исторические события, которые становятся каким-то символом в ходе ныне развивающихся отношений; и третий – особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт.
Народы, как большие социальные общности, вступают в контакт в результате разных исторических обстоятельств, когда выявляют межэтнические напряжения, то чаще всего, сосредоточивают внимание на завоеваниях, насильственных присоединениях. При этом учитываются разные типы колонизации. Ведь, как известно, колониальные державы складывались не только путем завоеваний, но и на основе добровольного присоединения, поиска патронажа.
Межэтнические конфликты – конфликты между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Межэтнические конфликты являются важнейшей проблемой в современном мире. По данным Стокгольмского международного института по исследованию актуальных проблем мира, две трети острых социальных конфликтов в середине 90-х годов XX века были межэтническими. Например такое глобальное явление как распад СССР также сопровождался острыми межэтническими напряжениями и конфликтами [2, c. 211].
В этносоциальной конфликтной ситуации обнажаются противоречия, которые существуют между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Далеко не в каждый конфликт вовлекается весь этнос, это может быть его часть, группа, которая ощущает на себе или даже осознает противоречия, ведущие к конфликту. По существу конфликт есть способ разрешения противоречий. Его назначение было и есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий [5, c. 7].
Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику.
Конфликты могут быть самыми разными. Они могут иметь локальный характер, их течение и разрешение существенно не влияют на жизнедеятельность людей. Конфликты могут иметь глобальный масштаб, национальный и межэтнический характер, разрушать производительные силы, культурные ценности народов. Последствия конфликтов зависят от их внутренней сущности и характера протекания.
Межэтнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов.
Большинство особенностей в этнических конфликтах носит социокультурный характер. Например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения и т. д. [8, c. 23]
На уровне социокультурных различий и на этнопсихологическом уровне анализа таких конфликтов отмечается, что угроза разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры и т. п. вызывает противодействие со стороны этнической общности или ее отдельного представителя, т. к. отказ от привычных ценностей порождает чувство второсортности. Этническая группа или отдельный представитель этноса может чувствовать себя дискриминированным по духовным показателям (притесняют религию, ограничивают возможности использования языка, не уважают обычаи и традиции), что с большой вероятностью может стать (и становится) причиной конфликта.
Часто конфликты между нормами и ценностями и между ценностями разных культур происходят на бытовом уровне, в ходе повседневного общения. В этом случае возникают этнические конфликты, вызванные социально-психологическими факторами – общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. В ходе длительного противоборства, какими бы не были его причины, у конфликтующих этносов такая неприязнь по отношению друг к другу приобретает массовый характер.
Наиболее конфликтогенными в этом отношении являются регионы с высокой миграцией населения. Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают к себе негативное отношение коренных жителей.
Основываясь на опыте других стран, можно сделать вывод, что политика и технология по вопросам этнических отношений и работы с мигрантами в обязательном порядке должны быть сформированы с учетом ряда принципов:
• во-первых, следует исходить из предположения, что большинство иммигрантов останутся на постоянное (или продолжительное) жительство в принимающей стране и что они могут внести немаловажный вклад в ее экономику;
• во-вторых, необходимо осознавать решающую роль органов государственной власти в содействии адаптации и интеграции иммигрантов и в развитии добрых межобщинных отношений; это, в свою очередь, дает основание предполагать, что будет обеспечена законодательная база для мер, направленных на достижение равенства возможностей, борьбу с дискриминацией мигрантов и в необходимых случаях осуществление успешной интеграции иммигрантов. С другой стороны, необходимо поощрять иммигрантов развивать в себе чувство принадлежности к новому обществу; властные структуры и общественные организации должны воспринимать иммигрантов и их лидеров как необходимых партнеров в деле установления межобщинных отношений;
• в-третьих, следует сознавать, что интеграция и установление добрых отношений между местным населением и мигрантами – это процесс, рассчитанный на длительный период. Международные конвенции и опыт ряда стран подтверждают, что иммигранты, прожившие долгий срок в принимающей стране, особенно те из них, кто в ней родился, должны иметь возможность без труда получить ее гражданство, что явилось бы наиболее эффективным методом развития у них чувства принадлежности к обществу, в котором они живут [4, c. 372].
На чем же основываются базовые ценности социальной работы вообще и при решении межэтнических конфликтов в частности? Система ценностей была сформирована в процессе исторического развития социальной работы от ее праисторических форм до современного состояния. С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако в какой бы форме исторической практики не была поставлена социальная работа, кто бы не представлял интересы социально уязвимых слоев населения, - общественное благо справедливость, ответственность за поддержку беззащитных – всегда были важнейшими доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека.
Философские ценности социальной работы в мультикультурном пространстве выступают как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются на метауровне в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.
Философские ценности на уровне профессиональных норм и требований охватывают иной пласт ценностных ориентиров. Макроуровень определяет цели и задачи общего характера, они связаны с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями и системой коллективной ответственности.
Мезоуровень ценностных ориентации социальной работы связан с ценностями клиентов: абстрактными, групповыми, операциональными и инструментальными.
Микроуровень философских ценностей социальной работы, отражает ценностный спектр профессионального взаимодействия социального работника и клиента (индивидуальные интервенции и взаимодействия) [6, c. 76-78].
В совместной Декларации МАШСР и МФСР говорится: «Социальная работа берет свои истоки из гуманистических и демократических идеалов, ее ценности базируются на уважении к равенству, ценности каждой личности и достоинстве каждого человека. С появлением профессии, более века назад, практика социальной работы сосредоточена на обеспечении общечеловеческих нужд и развитии человеческого потенциала. Обеспечение прав человека и социальной справедливости служат мотивацией и поводом для деятельности социальных работников. Из солидарности со «слабыми» социальными слоями профессия старается облегчить бедность, освободить уязвимых и угнетенных людей, чтобы активизировать их функционирование, как членов общества. Ценности социальной работы воплощены в профессиональных национальных и международных этнических кодексах. [3, c. 93].
Содержание социальной политики многогранно. Одной из ее важнейших граней, на которой базируется социальная работа, является международно признанные нормы и стандарты прав человека. Основой основ является Всеобщая декларация прав человека которая была принята в 1948 году. Для этого потребовался глобальный конфликт, т.е. Вторая мировая война. Именно после Второй мировой войны страны мира приняли новую основу для международного сотрудничества.
Организация Объединенных Наций дает следующее определение прав человека: «В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека без которых он не может существовать как человеческое существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и удовлетворения наших духовных и иных запросов. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой».
Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека: «Отказ в предоставлении человеку прав и основных свобод является не только отдельной и личной трагедией, но создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами … человеческое достоинство является основой свободы, справедливости и всеобщего мира» [1].
Основываясь на основных философских и правовых положениях социальной работы, можно сделать вывод, что наиболее важное значение в урегулировании межэтнических конфликтов имеют следующие базовые ценности: равенство и недискриминация, справедливость, уважение к индивидуальным и групповым различиям, обеспечение мира и отказ от насилия.
Равенство и недискриминация. Принцип равенства в социальной работе тесно связан с принципом справедливости, недискриминации, где последнее понимается как равенство и уважение достоинства. Недискриминация противостоит дискриминации, подход к человеку на основе одного из его признаков: пола, расы, цвета кожи, религиозных или политических убеждений и т.д. Перечень признаков дискриминации постоянно растет, что связано с происходящими в мире изменениями и существующими традициями [6, c. 79].
Справедливость. Справедливость – основа общества, она предполагает уважение достоинства его членов и обеспечение безопасности и неприкосновенности личности. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические. Справедливость – гарантия прав и свобод человека, в случае признания виновным каждый член общества имеет право на справедливое судебное разбирательство, гуманное обращение, исправление и социальное перевоспитание.
Социальная справедливость предполагает удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей, социальную защиту и обеспечение. Социальная справедливость – основное средство защиты человека, условие для развития человечества [7, c. 336].
Обеспечение мира и отказ от насилия. Безусловной ценностью является мир, причем не только в форме отсутствия организованного конфликта. Обеспечение мира связано с достижением гармонии с самим собой, другими людьми и окружающей средой. Признавая, что конфликты неизбежны, социальные работники стремятся урегулировать их мирным и ненасильственным путем. Эволюционный подход предполагает, что посредничество и примирение, последовательность, уважение и понимание, знание являются более эффективным средством урегулирования конфликтов, чем революционный подход, предполагающий разрушение и дальнейшее обновление. Мирное развитие – неизменная цивилизационная ценность всех людей на планете, которые стремятся к социальной справедливости и созданию мира [6, c. 80].
Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание. Социальный работник выступает против любых форм дискриминации человека на основании расовой и национальной принадлежности, пола, сексуальной ориентации, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения, семейного, имущественного или сословного положения, политических убеждений, умственных и физических недостатков.
Личные качества, состояние или статус клиента не могут быть основанием для предпочтений, выступать в обыденном смысле как «хорошие» или «плохие» относительно субъективных ценностных ориентации самого социального работника. Для социального работника должен быть важен сам клиент, в его собственной неповторимости жизненного сценария. Ориентация и предпочтения клиента предстают как «хорошие» или «плохие» только в том случае, если они мешают ему нормально функционировать в обществе, в межгрупповых и межличностных взаимодействиях. Объективная отстраненность от личностных ценностных концептов позволяет социальному работнику с соответствующим уважением относиться к клиенту [7, c. 338-339].
Для эффективной социальной работы необходимо изучать отношения, возникающие между социально-этническими общностями. В программу подготовки компетентного социального работника должна включаться не только подготовка в общем, профессиональном плане, но также необходима специальная подготовка по вопросам межнациональных и межэтнических отношений в рамках общей системы обучения и переобучения социальных работников.
Список использованной литературы
1. Декларация прав человека // www.un.org
2. Курбатов А.М. Социальная работа: Учебное пособие – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 480 с.
3. Социальная работа: введение в профессию: Учебное пособие – М.: КНОРУС, 2005. – 368 с.
4. Технологии социальной работы: Учебник / под ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2002. – 400 с.
5. Тишков В. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 2003. № 4. с. 4-15.
6. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие – М.: ВАЛДОС, 2000. – 432 с.
7. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие – М.: Дашков и К, 2004. – 692 с.
8. Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов – М.: Аспект Пресс, 1999.