Карл Густав Юнг— психиатр, психолог и культуролог родился 26 июля 1875 года в мес¬течке Кесвиль, недалеко от Базеля, в Швейцарии. Отец его был пастором евангелической реформатской церкви. О его деде — Карле Густаве говорили, что он — незаконный сын Гете, на которого он был внешне похож. Дед Юнга был хирургом, очень интересовался психиатрией и основал лечебницу для слабоумных детей. Другой дед со стороны матери — доктор богословия, составитель грамма¬тики древнееврейского языка, любил общаться с душами усопших. Отец Юнга имел степень доктора филологии, но, разуверившись в науке, полностью отдался вере. Семейное окружение Юнга — это врачи, священни¬ки, учителя, поэты, лингвисты.
Семья Юнга имела небольшой доход. Юнг рос замкнутым, малообщитель¬ным подростком, интересовался зоологией, археологией, историей, но был при этом погружен в мир своих снов и фан¬тазий. Связанные с травмой головы частые обмороки расшатали психику ребенка и сделали его особенно восприимчивым к образам снов и фантазий.
Отношение к религии сформировались у Карла Юнга также в фантазиях и сновиде¬ниях. Он писал, что во сне ему часто являлся мудрый благообразный ста¬рец Филемон. Юнг с детства был убежден, что Бог открывается внут¬реннему человеку, его «самости». Который был его вторым внутренним «я».
Любимыми авторами Юнга были Гете, Ницше, Шопенгауэр, Майстер Экхард, мистики и романти¬ки. Но Юнг рано осознал свою склонность к интроверсии и опасность изоляции от мира. Он стал активно бороться «за прорыв» к душе другого человека. В психиатрии он увидел ту сферу, в которой сходились его социальные притязания, интеллектуальные интересы и мировоззренческие поиски.
В 1895 году он поступил на медицинский факультет Базельского университета. Защитил диссертацию «О психоло¬гии и патологии оккультных явлений», построенную на ма¬териале спиритических сеансов. С 1900 года начал работать в Цюрихе ассистентом в госпитале для душевнобольных под руководством известного психиатра Юген Блойер – главный врач психиатрической больницы Цюриха. Юнг «нашел себя», став психиатром. Роль врача, психолога и мыслите¬ля, давала власть над людьми и представлялась наиболее привлекательной. В психиатрической больнице Юнг апробировал собственную систему ассоциативных тестов. Он изучал и анализировал странные и алогичные ответы пациентов на вопросы-раздражители. Их причины Юнг видел в ассоциациях, которые недоступны сознанию из-за их несоответствия нормам морали, поскольку часто связаны с сексуальными аномалиями или переживаниями. Эти исследования приобрели мировую известность. С опытом лечения шизофреников связаны две важные идеи Юнга. Во-первых, ос¬новная проблема личности состоит не в рационализации психики, а в гармонизации сознания и бессоз¬нательного. Во-вторых, значимость идей обусловлена их психологической ценностью. Не различие в способностях познавания и социальных позиций стоит за расхождением взглядов верующих и неверующих, материалистов и листов, а различие в ценности, которую они придают идеям Бога и Мира, Духа и Плоти. Конфликт мировоззрений есть конфликт психологический. Психиатр должен принять в нем, по крайней мере, такое же участие, как философ.
Первые работы Юнга посвящены исследованию спири¬тизма и оккультных явлений. Он систематически работал с медиумами — людьми, которые в состоянии гипнотическо¬го транса говорили на языках, которых никогда не изучали, описывали места, в которых не были. Размышляя над фактами появления в речах медиумов фраз и мыслей, явно не согласующихся со строем их души, выра¬жающих взгляды и убеждения давно умерших людей, Юнг приходит к мысли о существовании неких «психических раковин» — или «праформ», обладающих необычайной жиз¬ненностью, изнутри организующих личность. Их он впос¬ледствии назовет «архетипами».
Мировоззрение Юнга нельзя сформулировать в общепри¬нятых терминах: материализм — идеализм, эмпиризм — рационализм и т. п. Он ясно чувствовал в основаниях совре¬менной науки примесь первобытного догматизма, некую во¬инствующую, легитимную шизофрению, обусловленную отры¬вом разума от целостной коллективной души.
Карьера Юнга складывалась благополучно. В 1903 году он женился на Эмме Раушенбах — дочери преус¬певающего фабриканта Жена стала помощницей и учени¬цей, успешно применяла его методики при лечении больных. С ней Юнг прожил счастливо 52 года, став отцом четырех дочерей и сына. Работу в клинике он успешно сочетал с нау¬кой. Придя к представлению о фрагментарности психики, Юнг разработал «тест свободных ассоциаций», который ра¬ботал, оценивая задержку при ответе на слово, вызванную его эмоциональной значимостью для пациента. Тест позволял выявить соответствие между эмоционально окрашенны¬ми комплексами слов и поведением испытуемого. Впослед¬ствии тест был назван «детектором лжи» и до сих пор приме¬няется в психиатрии и криминалистике.
В 1907 году Юнг опубликовал работу о раннем слабоумии. Он предположил, что эмоционально заряженный комплекс ответственен за выработку определенного токсина, задержи¬вающего умственное развитие. Встреча и сотрудничество с Фрейдом были важным этапом в научном развитии Юнга. В 1909 году вместе с Фрейдом Юнг совершает лекционное турне по Америке и получает почетную степень доктора. Международная извес¬тность и частная практика Юнга растут.
В 10-е годы исследования и выводы Юнга подтверждали многие постулаты Фрейда. Однако нельзя такие совпадения рассматривать как свидетельство дружбы между Юнгом и Фрейдом. В 1911 году Юнга избрали первым президентом Международного психологического общества, но уже в 1914 году он ушел с этого поста. В 1912 году сотрудничеству Юнга и Фрейда пришел конец, поскольку Фрейд сконцентрировал свои усилия на изучении неврозов. Камнем раздора стала публикация К. Юнга «Психология бессознательного» (1916), которая по многим позициям прямо противоречила Фрейду
Драма разрыва с Фрейдом открыла большую свободу исследованиям. Растет интерес Юнга к архетипам и символам души. Последовавшие за разрывом 6 лет (1913 - 1918) Юнг обозначил как период «творческой болезни». Он стремился расшифровать свои сновидения и описать их общепонятным языком. В результате получилась объемистая книга в 600 страниц, иллюстрированная множеством ри¬сунков и схем.
В 20-е годы Юнг совершает ряд путешествий в Африку, к индейцам пуэбло, живущим в Северной Америке. Он стре¬мится понять культуру как душу народа, полагая, что имен¬но через взаимодействие и синтез культур реализуется об¬щий смысл истории. Таким образом, встречаются две глав¬ные темы Юнга — психолога и культуролога — темы индивидуального развития личности и коллективного бес¬сознательного. Юнг разделил всех людей на две категории – экстравертов и интровертов. Позже он дифференцировал четыре функции мозга – мышление, чувствование, восприятие и интуицию - и по преобладанию одной из них выделил ещё одну классификацию психологических типов людей. Результаты были отражены в работе «Психологические типы» (1921)
В 1923 году Юнг приобрел участок земли на берегу Цю¬рихского озера и выстроил там маленький замок с башней, где проводил в тишине и уединении свободные дни. Здесь не было ни электричества, ни телефона, ни газа, ни отопле¬ния. Пища готовилась на печи, вода доставалась из колод¬ца. Погружаясь в эту «первобытную жизнь» Юнг яснее ощу¬щал полноту и подлинность бытия.
В 1933-1941 годах Карл Густав Юнг работал профессором в Федеральном политехническом университете Цюриха, а в 1943 году стал профессором психологии в университете Базеля. Ещё в 1918 году Юнг пришел к выводу, что Германия занимает особое место в Европе, что ей предназначена особая, выдающаяся роль. Юнг приветствовал приход фашистов к власти.
В 30-е годы Юнг был удостоен титула почетного прези¬дента психотерапевтического общества. Это был период сотрудничества с гитлеровскими властями. Интерес к мировой политике возрос у Юнга в результате наблюдения массовых психологических процессов в условиях тоталитарных режимов Муссолини и Гитлера.
В конце второй мировой войны внимание Юнга все больше склоняется к общемировым проблемам. Поскольку на карту поставлена судьба человечества, естественно спросить: а не существует ли архетипа, который представляет человече¬ство как целое? Ведь существование такого архетипа и со¬знательная работа с ним могут способствовать реальному синтезу культур.
Уверенность в единстве всего сущего укрепила убежденность Юнга в том, что терапевтическая работа, религия, по¬литика, культура, искусство— это дороги, направленные к одной цели — единому сознанию человечества, в рамках которого все противоположности оказываются взаимно допол-нительными и снимаются в высшем синтезе.
К концу жизни Юнг все меньше интересовался внешни¬ми перипетиями событий и все больше сосредотачивался на мировых проблемах. Угроза атомной войны, перенаселенность, загрязне¬ние природы, исчерпание ресурсов — эти внешние аспекты кризиса видны невооруженным взглядом. Но в чем его глав¬ная причина? Какие внутренние конфликты человечества стоят за ним? Как выйти из состояния массового психоза, в которое человечество все более погружается? Эти и подоб¬ные им вопросы Юнг стремился разрешить на путях анали¬за коллективного бессознательного.
Карл Густав Юнг умер 6 июня 1961 году в Кюснахте.