Контрольная - Экскурсоведение

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры»

Институт туризма

Кафедра туризма и гостеприимства

Контрольная работа
                            по теме экскурсии «__________________________________»

Состав группы ___________________________       Состав творческой группы_____________________
                                                                                          Руководитель творческой группы_______________
                                                                        (ФИО)
Время проведения экскурсии_______________       Члены творческой группы:
                                                                                           __________________(______________)
Вид экскурсии:___________________________         __________________(______________)
                                                                                           __________________(______________)

Минск, 2012

 

2 лист
Цель экскурсии:



Задачи экскурсии:
1.
2.
3.
4.

3 лист

Маршрут

экскурсии

Остановки

   Объект      

   показа

Продолжительность

(в мин)

Подтема и   основные вопросы

Организации-

оные указа-ния

Методичес-

кие приемы

           1  

       2

           3

           4

           5

           6

           7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка новой экскурсии

Для разработки новой темы приказом или распоряжением руководителя туристской организации назначается творческая группа (3-7 человек).

Состав творческой группы зависит от разрабатываемой темы:
     Творческая группа, не знакомая с данной темой экскурсии;
     Творческая группа знакома с данной областью знаний, но ее члены не являются узкими специалистами;
     В творческую группу входят и узкие специалисты.

Часто делают смешанные творческие группы, что является наиболее приемлемым и качественным вариантом.
В приказе пофамильно перечисляются члены творческой группы, назначается руководитель творческой группы, сроки сдачи экскурсии. Могут быть назначены промежуточные сроки. Если творческая группа не справляется, она распускается, экскурсоводы не получают заработную плату.

Разработка новой экскурсии включает в себя 16 этапов (на практике некоторые из них могут выпадать):
I.    Определение целей и задач экскурсии;
II.    Выбор темы;
III.    Отбор литературы и составление библиографии;
IV.    Определение других источников материала;
V.    Изучение источников (литературных, архивных, статистических и т.д.);
VI.    Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме;
VII.    Отбор и изучение экскурсионных объектов;
VIII.    Составление маршрута экскурсии;
IX.    Обход или объезд экскурсионного маршрута;
X.    Подготовка контрольного текста экскурсии;
XI.    Комплектование «портфеля экскурсовода»;
XII.    Выбор методических приемов проведения экскурсии;
XIII.    Составление методической разработки;
XIV.    Получение заключения по тексту и методической разработки (независимая экспертиза);
XV.    Прием (сдача) экскурсии;
XVI.    Утверждение экскурсии.

Определение целей и задач экскурсии

Этот этап начинается с четкого определения целей экскурсии (для чего).
Цель – конечный результат сознательной деятельности человека или группы людей. В экскурсии – мысленный результат, но не материальный.
Цель экскурсии – то, ради чего показываются выбранные экскурсионные объекты. Весь рассказ экскурсовода должен быть подчинен цели экскурсии.

Цели:
     Воспитательная (патриотизм, любовь к прекрасному, интернационализм, любовь к труду, пацифизм);
     Идейная (патриотизм, политические знания);
     Религиозная;
     Образовательная;
     Развлекательная.

Далее должны быть определены задачи (каким образом будет достигнуть цель).

Выбор темы

Выбирается примерное содержание. Тема – стержень экскурсии. Подбор материала зависит от темы. В процессе подготовки тема должна регулировать экскурсионный рассказ, не давать экскурсоводу уходить в сторону. Тема должна отвечать на все вопросы в соответствии с целью и задачей. Каждая тема – совокупность подтем.
Должно быть обеспечено полное раскрытие темы.

Далее нужно дать красочное название, которое призвано активизировать внимание экскурсантов в начале экскурсии.

Отбор литературы и составление библиографии

В ходе разработки новой темы составляется список книг, журналов, газет, статей, которые должны раскрыть тему (по мнению экскурсовода). Назначение списка – определить примерные границы работы, помочь в подготовке текста. После этого список должен быть размножен и роздан членам творческой группы и экскурсоводу.
В списке указываются:
     Автор;
     Название источника;
     Год издания;
     Глава, том, параграф (если есть);
     Страница;
     Издательство;
     Город издания.

После этого список можно разделить на 2 части – основная литература и дополнительная.

Определение других источников материала

Помимо различных публикаций могут быть использованы другие источники:
     Государственные и личные архивы (признанные);
     Фонды музеев;
     Фотодокументы;
     Хроникально-документальные и научно популярные фильмы;
     Воспоминания очевидцев или участников (должны быть записаны).

Снова составляется список, который раздается членам творческой группы и экскурсоводу.

Изучение источников (литературных, архивных, статистических и т.д.)

Очень важно правильно распределить изучаемые источники между членами творческой группы. Каждый при этом обязательно делает выписки по закрепленным за ним подтемам (наиболее важные мысли, цитаты, цифры), которые заносятся на отдельную карточку. Для удобства при дальнейшем использовании в карточке делаются ссылки на место их нахождения. В карточке, при использовании музейных экспонатов, указываются название музея, почтовый адрес, раздел экспозиции, зал, место, место в музейных фондах. В карточке, для архивных источников, указывается название архива и его адрес, конкретный фонд, номер архивного документа; можно сделать фотокопию документа с разрешения директора архива, в противном случае кратко конспектировать документ или его часть.
Конспектирование – последовательное логическое изложение содержания произведения (в виде плана, тезисов, фактического материала).

Виды конспектов:
1.    Тематический (материал излагается в соответствии с содержанием той части произведения, которая имеет непосредственное отношение к теме; может быть с элементами цитирования);
2.    Свободный (содержание произведения передается словами экскурсовода, т.е. пересказывается);
3.    Хронологический (с конспекте соблюдается датировка событий);
4.    Комбинированный (включает в себя элементы трех других видов).

При составлении записи конспекта по подлинным документам из архива прилагаются ксеро- или фотокопии подлинника. Статистический материал берется из официальных опубликованных статистических изданий (отчеты, сборники). В Хабаровске это ежегодник Крайстатуправления. Также можно (но не обязательно) сделать копию. Обязательна ссылка на сборник, год, страницу.

Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме

Музей представляет собой хранилище памятников истории и культуры, расположенных по определенной системе, которая дает возможность их наилучшего обозрения и изучения посетителями.

Творческая группа знакомится с тематическим планом музея, с экспозициями, детально изучает экспонаты, подлинные документы, другие образцы по теме, знакомится с тем, что находится в запасниках. На каждый экспонат составляется карточка, информация с которой войдет в контрольный текст экскурсии. Далее желательно послушать экскурсию по музею.

Существуют различные формы использования экспозиций музея. Простейшая форма – обычная экскурсия в музее. В последнее время начали приобретать вес комплексные экскурсии (часть – в музее, часть – в другом месте). Таким образом, музей выделяется в отдельную подтему. Экскурсионный объект – музей и выбранные экспонаты. Экскурсоводам не рекомендуется уделять много времени музею.


Отбор и изучение экскурсионных объектов

Экскурсоведение считает целесообразным использовать разнообразный зрительный ряд. Помимо этого желательно дополнять рассказ зрительными пособиями.

Выделяется 4 основных момента, когда нужно использовать наглядные пособия:
1.    Наглядное пособие служит в качестве экскурсионного объекта;
2.    Наглядное пособие сочетается с экскурсионным объектом, объясняет внутренние связи, не доступные для зрительного восприятия;
3.    Наглядное пособие служит фактическим подтверждением правоты слов экскурсовода (наглядное пособие может не привлекаться);
4.    Наглядное пособие служит отправной точкой рассказа экскурсовода о событиях, ранее не известных экскурсантам.

При отборе экскурсионного объекта важную роль играет количественный фактор. Есть правило: ЧЕМ БОЛЬШЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ, ТЕМ ХУЖЕ ОСВЕЩЕНА ТЕМА.

Для городских тематических экскурсий, рассчитанных на 4-5 академических часов, рекомендуется отбирать не более 15-20 экскурсионных объектов.

В ходе подготовки нужно уделить внимание изучению экскурсионных объектов на месте (в естественной обстановке), не ограничиваясь изучением этого экскурсионного объекта только по наглядным пособиям. Чтобы не ухудшить экскурсию, нужно тщательно изучить каждый экскурсионный объект.

Отбор экскурсионного объекта должен завершаться составлением карточки на каждый экскурсионный объект. Она составляется на листе формата А4.

Карточка должна содержать сведения, разносторонне характеризующие объект:
1.    Что это;
2.    Первоначальное наименование и дошедшее до наших дней;
3.    Историческое событие, в связи с которым установлен экскурсионный объект;
4.    Местонахождение объекта;
5.    Краткое описание памятника:
     Автор;
     Год создания;
     Тексты мемориальных надписей (если есть);
     Материалы;
     Реставрации и перестройки;
     Сохранность (не обязательно);
6.    Источник сведений о памятнике;
7.    Фотография первоначального вида и современного;
8.    Дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

Составление маршрута экскурсии

Маршрут составляется после того, как отобраны экскурсионные объекты, на листке с мельчайшими подробностями в виде схемы с условными обозначениями.

Построение маршрута диктуется:
     Количеством и месторасположением экскурсионных объектов;
     Наличием удобных путей для передвижения группы;
     Площадками наблюдения.

Маршрут не должен содержать повторяющихся проездов или проходов по одному и тому же участку. При выборе маршрута учитывается 2-стороннее или 1-стороннее движение транспорта, наличие стоянок или их запрет, знаки дорожного движения. После этого маршрут подается на утверждение в ГИБДД.

Основные требования к маршруту:
1.    Изучаемые объекты не должны находиться слишком близко друг от друга;
2.    Экскурсионные объекты не должны заслонять друг друга; переход не должен превышать 10-15 минут;
3.    Должно быть предусмотрено несколько вариантов маршрута.

Обход или объезд экскурсионного маршрута

Основные задачи этого этапа: еще раз детально ознакомиться с маршрутом, уточнить место и адрес, по которому располагается экскурсионный объект. Также выясняются остановки для экскурсионного автобуса, уточняются места предполагаемой стоянки экскурсионной группы, делается хронометраж экскурсии. Очень важно установить временные рамки экскурсии. Обязанность членной творческой группы – не только составить маршрут, но и нарисовать его схему. Экскурсия не может отклоняться от маршрута. Все члены творческой группы должны принять участие в этом этапе.

Подготовка контрольного текста экскурсии

Контрольный текст представляет собой материал, необходимый для наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Текст должен обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода. Должна быть сформирована определенная точка зрения на события и факты, дана объективная оценка объекта. Требования к экскурсии должны быть стандартными (см. требования к рассказу). При составлении контрольного текста экскурсоводы должны постоянно ориентироваться на цель и задачи экскурсии.

В экскурсионном учреждении составляются 2 текста, один из которых первичен по времени (контрольный) и выполняет определенные функции. Второй вид текста вторичен по времени. Контрольный текст, в отличие от индивидуального, содержит хронологическое изложение событий, не отражает структуру экскурсии и не строится в маршрутной последовательности. Индивидуальный текст содержит структуру экскурсии (введение, основная часть, заключение), составляется каждым экскурсоводом для каждой группы экскурсантов. Контрольный текст может содержать материалы, связанные с объектом или подтемой, не вошедшими в маршрут. Но контрольный текст должен содержать материалы для вступительного слова, для заключения, для логических переходов. Контрольный текст должен быть удобен в пользовании. Все цитаты, цифры и примеры должны сопровождаться ссылками на конкретный источник. В отличие от контрольного текста в индивидуальном тексте они проговариваются («По словам…», «В книге…»). Также в индивидуальном тексте каждая Подтема должна представлять собой отдельный рассказ, а все рассказы должны быть связаны логическими переходами, проговариваемыми и прописанными в индивидуальном тексте. При написании индивидуального текста не рекомендуется использовать развлекательный материал (шутки, анекдоты). Особое место уделяется вопросам о легендах (особый материал, который официально признан фольклором и несет поэтический смысл; любые другие легенды, например из СМИ, нежелательны).

Структура всех индивидуальных текстов одинакова и состоит из 3 частей (вступление, основная часть, заключение).

Вступление делится на 2 части:
1.    Организационное вступление (представление экскурсовода, компании, водителя, автобуса; направление экскурсии, время экскурсии; инструктаж);
2.    Информационное вступление (задачи экскурсии, основные подтемы, 2-3 наиболее интересных экскурсионных объекта).
Общее время на вступление – 5-7 минут. Отличительная черта вступления – оно не связано с показом экскурсионных объектов.

Основная часть – рассказ и показ.

Заключение – подведение итогов, делаются выводы. Не рекомендуется заканчивать экскурсию словами: «Мы осмотрели… На этом экскурсия закончена, до свидания». Лучше сделать выводы, ответить на вопросы, высказать пожелания.

Особое внимание должно уделяться логическим переходам. По времени логический переход равен переезду или переходу между экскурсионными объектами, но это не правило. Содержание логического перехода диктуется не самим экскурсионным объектом, а его особенностями.

Комплектование «портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» - условно принятое в экскурсоведении название комплекта документов, наглядных пособий, других материалов, используемых для проведения экскурсии (внешний вид – папка или небольшой портфель). «Портфель экскурсовода» комплектуется по каждой экскурсии.

Основные задачи «портфеля экскурсовода»: воссоздание недостающих зрительных звеньев и дополнение рассказа экскурсовода.

В «портфель экскурсовода» включаются следующие документы:
     Копии подлинных документов, рукописей и литературных произведений, о которых будет рассказывать экскурсовод;
     Небольшие гербарии, образцы минералов, фотографии, макеты, муляжи;
     Количество пособий не должно быть велико, иначе они будут подменять экскурсионный объект;
     Рекомендации по использованию материалов «портфеля экскурсовода» включаются в методическую разработку;
     Каждому экспонату из «портфеля экскурсовода» присваивается порядковый номер, который определяет последовательность и место показа экспоната на экскурсии;
     На оборотной стороне экспоната помещается краткая аннотация. Иногда к объекту прикладывается краткая справка, которая называется «Пояснение к «портфелю экскурсовода» на тему «…»». Каждая карточка с пояснением носит тот же порядковый номер, что и экспонат. Перечень наглядных пособий должен уточняться на всем протяжении создания новой экскурсии. На последнем этапе составляется окончательный перечень наглядных пособий на тему «…» с порядковыми номерами согласно маршруту.
Выбор методических приемов проведения экскурсии

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от используемых экскурсионных методов.

Методические приемы (указываются в методической разработке):
1.    Отбор методических приемов для определенной аудитории: указываются тип аудитории и ее особенности;
2.    Методические приемы сохранения внимания;
3.    Выбор методических приемов по использованию наглядных пособий (когда);
4.    Выбор техники ведения экскурсии (все организационные моменты: как и когда группа выходит из автобуса, каким образом и когда осуществляется переход к другому объекту, где следует расположить автобус или группу, каким образом будет осуществляться автобусная экскурсия, когда последуют ответы на вопросы экскурсантов).


Составление методической разработки

Методическая разработка – обязательный документ по теме экскурсии. Она состоит из 3 основных частей (на листах формата А4 альбомной ориентации):


Маршрут экскурсии: улицы, переулки, площади, бульвары, проспекты, по которым проходит экскурсионная группа. Здесь же могут быть отрезки маршрута, если невозможно указать точный адрес, на котором будет раскрываться подтема («В данный момент группа движется по…»).
Остановки: те точки маршрута, где предусмотрен выход группы из автобуса или предполагается показ экскурсионного объекта из окон автобуса без выхода.
Объекты показа: должны быть перечислены те памятники (основные и дополнительные), которые показываются группе на данной остановке. В городской экскурсии могут быть экскурсионные объекты площади, улицы и т.д.
Продолжительность (мин.): указывается сумма времени, которая затрачивается на показ экскурсионного объекта, на рассказ экскурсовода, на передвижение экскурсантов к следующему экскурсионному объекту или до следующей остановки.
Организационные указания: см. п. 1 в этапе XII. Могут быть также правила техники безопасности.
Методические указания: должны быть основные требования по методике проведения экскурсии. Кроме того, содержание логического перехода по подтеме.

Методическая разработка, как правило, составляется членами творческой группы, может быть поручена стороннему работнику.
Получение заключения по тексту и методический разработки (независимая экспертиза)

Обязательный этап создания новой экскурсии – получение заключения по тексту и методической разработке.
Заключение – это компетентное мнение о качестве подготовленной экскурсии. Оно содержит оценку основных документов экскурсии, оценку правильности структуры и содержания экскурсии и говорит о возможности проведения денного мероприятия.

Заключение дается в письменной форме незаинтересованным сотрудниками, т.е. не членами творческой группы, и независимыми экспертами по той области знаний, которую предполагает экскурсия.

В состав отзыва или заключения входят следующие вопросы:
     Насколько полно представлены в экскурсии экскурсионные объекты, раскрывающие тему;
     Оправдана ли логическая последовательность экскурсионных объектов или подтем;
     Научность;
     Логические переходы;
     Подбор наглядных пособий;
     Выводы по подтемам и по экскурсии в целом.
Прием (сдача) экскурсии

После получения положительной оценки в заключении назначается дата приема (сдачи) экскурсии. На организационном рабочем совещании руководитель творческой группы отчитывается о проделанной работе. Совещание носит характер дискуссии, поэтому очень важно присутствие всех членов творческой группы. На совещании могут присутствовать эксперты, которые также могут быть защитниками или оппонентами. Если экскурсия в результате этого совещания не принята, администрация назначает дополнительный срок на доработку (обычно 1 месяц), в течение которого устраняются все недостатки. По истечении срока по экскурсии отчитываются посторно. Если после этого экскурсия снова не принята, творческая группа распускается, заработная плата не выплачивается, руководитель творческой группы несет административную ответственность.
Утверждение экскурсии

Если экскурсия принята, приказом по организации утверждается новая экскурсия, пакет документов по ней. К проведению данной экскурсии допускаются экскурсоводы – члены творческой группы (приказом). Копии приказа рассылаются всем заинтересованным лицам (ГИБДД, автотранспортные предприятия, члены творческой группы). После этого тема экскурсии включается в тематический перечень организации.

Вы здесь: Home Туризм Контрольная - Экскурсоведение